| |||
Ислам - четыре слова, дающие свободу |
Человек рождается и приходит в этот мир самостоятельно. Каждый человек воскреснет после смерти как самостоятельная личность, а не как представитель той или иной общности людей, - чтобы дать ответ за пребывание на этой земле. В этом отношении Ислам каждого человеческого существа приобретает центральное значение.
Слово Ислам - имя существительное, производное от арабского глагола асляма, означающего покориться или подчиниться. Ислам хоть и имеет отношение к слову Салям, т.е. мир, в действительности означает покорное предание себя Богу и более ни одному творению, объекту, системе или собственным страстям и прихотям, - тому, что Коран называет хаваа - если они увлекают человека на путь конфликта и неповиновения Богу, потворства своим слабостям и морального разложения. В исламе человек не преклоняется ни перед одним творением. Невозможно подчинение или послушание ни одному из людей, если оно влечет за собой неповиновение Творцу. Все эти правила прекрасным образом заключены в четырех наиболее могущественных и дающих свободу словах, которые когда-либо произносил человек: Ля илляха иля Аллах - нет божества (никто не достоин поклонения), кроме Единственного Творца и Вседержителя мироздания. Все созданное, всякое творение на небесах и на земле волей-неволей подчиняется Творцу и установленным им законам, - поэтому верующий в исламе называется мусульманином (муслим буквально означает покорившийся). Таким образом, мусульманином можно назвать и солнце, и луну. Каждая рыба в море, птица в небе, каждый человек - мусульманин. В этом смысле хинду, еврей, буддист и христианин также являются мусульманами. Бог, Единственный Творец - не плод воображения человека. Бог не идея, выдуманная людьми во времена, когда они оставили первобытную стадию существования и перешли к более высокой и сложной системе объяснения Вселенной - как об этом пишут многие книги по истории религий. Первобытные люди знали и признавали Бога, как единственного Творца и Вседержителя. Человечество, таким образом, не "прогрессировало" от политеизма к монотеизму, но регрессировало от единобожия к многобожию. Действительно, младенец - подобно первому человеку - невинен, нравственно чист, он либо развивается, либо деградирует в результате внешнего влияния или своего собственного выбора. "Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху - Господу [обитателей] миров, Милостивому, Милосердному, властителю дня Суда! Тебе мы поклоняемся и к Тебе взываем о помощи: веди нас прямым путем, путем тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, что [подпали под Твой] гнев, и не [путем] заблудших"(Фатиха - Открывающая Сура) Когда человек осознает, кто его Создатель, - посредством разума, которым одарил его Бог, и другими наделенными Богом качествами, когда он сознательно подчиняется благотворным законам Творца, - он становится мусульманином в подлинном смысле этого слова. Ислам - это образ жизни, и потому берет свое имя - как сказал один из великих мыслителей и государственных деятелей нашего времени Алия Изетбегович - не от своих законов или запретов, но с момента осознания, когда человек осознает источник своего происхождения и место в мировой системе вещей. С этого момента человек в состоянии перенести любые испытания. "Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Клянусь послеполуденным временем, что люди, несомненно, [понесут] урон, кроме тех, которые уверовали, вершили добрые деяния и заповедали друг другу истину и терпение".(Сура "Время") Слово "ислам" прекрасно. Оно выражает чистоту и истину. Ислам связывает каждого человека с Адамом и Евой, с Пророками и праведниками, жившими на протяжении всей предшествовавшей истории. Он также напоминает нам о людях, предававших на протяжении истории свою природу и доверие к ним и закончивших неудачниками, несмотря на все свое богатство и могущество. Слово "ислам" в совершенстве подходит для описания той связи, что существует между творениями, такими как мы, - зависимыми, нуждающимися и ограниченными в своих возможностях, когда нет оснований для столь частого появления гордыни и высокомерия, - и Создателем Всемогущим, Всезнающим, Мудрым, Справедливым, Милосердным и Любящим. Ислам как система и образ жизни, который основывается на этой связи между человеком и Творцом, назван, таким образом, не по имени человека (подобно христианству, буддизму и конфуцианству), племени (иудаизм) или территории (индуизм). Он не восточный или западный, не северный и не южный. Он универсален. Он не является формой социальных или экономических отношений (подобно социализму или коммунизму), хотя общественным взаимоотношениям и положению личности в нем придается большое значение. Он не ограничен какими-либо материальными понятиями или исключительно светскими концепциями, такими как секуляризм и капитализм. Он не принадлежит к различным нелепым и ограниченным формам гуманизма; он отвергает в равной мере такие крайности как гедонизм или аскетизм, призывающий отказаться от этого мира. Ислам не является жертвой таких привязанных ко времени представлений, как первобытные, средневековые или современные распространенные заблуждения, гласящие, что все, что не принадлежит новейшему времени, не имеет ценности. В соответствии с подобной концепцией все имеет очень короткий век, устаревает и теряет значение, едва только появившись на свет. В результате сейчас мы столкнулись с аморфностью, смятением и анархией постмодернизма. "Думал ли ты о том, кто отрицает расплату [ Судного дня]? Это ведь тот, кто гонит сироту и не призывает [людей] кормить бедняков. Горе же тем молящимся, которые не читают молитвы истово, которые лицемерят и запрещают подавать милостыню"(сура "Милостыня") Можно ли в нескольких словах выразить подлинное представление об основных принципах ислама как послания и образа жизни? Можно, обратившись к Суре, открывающей Коран, - Аль-Фатихе, в которой, согласно утверждениям многих ученых, заключена сущность Книги. Эта сура состоит из семи коротких аятов (стихов), которые дают описание целостной Действительности с моральной точки зрения на историю человечества, зависимость человека от Творца и Вседержителя и потребность в Нем. В еще более краткой, состоящей из трех аятов Суре "Время" можно увидеть, сколь велико разорение и крушение всех тех, кто не познал истину и веру в Бога и не объединился, чтобы вместе исповедовать истину и справедливость, проявлять настойчивость и непоколебимость перед лицом различных трудностей и испытаний. Краткую, но ясную идею послания и метода ислама можно найти в свидетельстве Джафара - одного из наиболее близких сподвижников благородного Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), последнего в ряду посланников и пророков Бога, среди которых были Адам, Ной, Авраам, Моисей и Иисус (мир им всем). В аяте Корана - стихе 177 из Суры "Аль-Бакара" - можно также найти краткое определение некоторых основных принципов Ислама. Данный аят начинается словами о том, что формализм и соблюдение ритуалов ради них самих не являются истинным проявлением веры. По своему духу он перекликается с короткой Сурой "Милостыня". Истинная вера и благочестие подразумевают твердую веру в Бога, Его Ангелов, откровения и посланников, и в Грядущий мир. Она также должна выражаться в активном участии, заботе и поддержке различных категорий людей - бедных и угнетенных. "Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад, но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Судный день, в ангелов, Писание, пророков, кто раздавал имущество, хоть оно было ему дорого, близким, сиротам, бедным, путникам и просящим подаяния, тратил его на рабов, совершал молитву, давал закят; [благочестивы] верные данной ими клятве, терпеливые в беде и в нужде и во время опасности. Это - те, которые правдивы, те, которые богобоязненны".(Сура Аль-Бакара, аят 177) Истинная вера и благочестие также предполагают совершенствование наилучших своих качеств и достоинств, два из которых в этом стихе оговариваются особо: честность в выполнении своих обещаний и обязательств, а также стойкость и непреклонность в следовании истине перед лицом самых суровых обстоятельств и вызовов. В своем комментарии к Корану Амин Ахсан Ислахи подчеркнул, что в данном стихе проводится различие между учениями и ритуалами с одной стороны и добросовестным исполнением своих обязанностей и стой костью - с другой. Форма, в которой эти добродетели упоминаются в аяте, подчеркивает им повышенную значимость в сравнении с учениями и ритуалами. Учений и ритуалов - значение которых, несомненно, велико - сравнительно легко придерживаться, и люди, выступающие в роли поборников религии, часто громче всех выступают за следование им. Тем не менее, истинная цель всех актов поклонения заключается в воспитании характера человека, формировании благородной и возвышенной личности. Сила настоящего характера личности заключается в выполнении своих обещаний и обязательств. Такое достоинство, как надежность человека зависит от соблюдения им всех - как существенных, так и незначительных - прав и обязанностей, касаются ли они поклонения Создателю или отношений с другими людьми, идет ли речь о письменных обязательствах или же о кровных узах и отношениях с друзьями, соседями, другими членами общества, с правительством или страной. Настоящий характер человека также отображается в овладении сабр - стойкости и выносливости в стремлении к истине и ее отстаивании. Именно в этом заключается сущность истинной веры. Абдул Вахид Хамид - педагог-теоретик, автор книги "Ислам - Естественный путь" и "Введение в коранический арабский язык". Журнал "Impact" |
Основные положения Веры |
Основные положения Исламской религии: Ангелы. Ниспосланные Писания. Судный День. Описание Рая. Описание Ада. Предопределение. Пророки.
_________________________________________________ "Скажи: "Он - Аллах - един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!" Коран, 112:1-4 "Хвалит Аллаха то, что в небесах, и то, что на земле. Он - Великий, Мудрый! Ему принадлежит власть над небесами и землей; Он живит и мертвит: ведь Он - мощен над всякой вещью. Он - первый и последний, явный и тайный, и Он о всякой вещи знающ. Он - Тот, Кто сотворил небеса и землю в шесть дней, потом утвердился на троне; Он знает, что входит в землю и что выходит из нее, что нисходит с неба и что поднимается там. И Он - с вами, где бы вы ни были. Аллах видит то, что вы делаете! Ему принадлежит власть над небесами и землей, и к Аллаху возвращаются все дела. Он вводит ночь в день и вводит день в ночь, и Он знает про то, что в груди". Коран, 57:1-6 Давайте теперь подробнее рассмотрим исламскую концепцию Бога, первое из фундаментальных положений исламской веры. Насколько она соответствует концепциям Бога, которым учат другие религии, и в чем она уникальна? Почти во всех религиях концепции Бога в большей или меньшей степени несут на себе печать ограниченности Его творений; тому можно было бы привести множество примеров. Ислам же уверенно заявляет, что Бог Всевышний, Творец и Вседержитель всего сущего, неизмеримо выше того, чтобы обладать каким-либо из приписанных Ему атрибутов, характерных для Его творений, также Он не ограничен никакими пределами, характерными для людей и прочего, созданного Им. У Него нет ни тела, ни формы, ни физических признаков или характеристик. Вернее сказать, он обладает признаками безграничности: у Него нет начала или конца, нет детей и родителей, физических размеров и таких потребностей, как питание, отдых или продолжение рода; не обладая ни одним из этих признаков, Он наделяет ими Свои творения. В Коране сказано: "Он - Аллах, нет божества кроме Него, знающий Скрытое аль-Гаиб и Созерцаемое аш-Шахада. Он - Милостивый, Милосердный! Он - Аллах, нет божества кроме Него, Царь, Святой, Мирный, Верный, Охранитель, Великий, Могучий, Превознесенный; хвала Аллаху, превыше Он того, что они придают Ему в соучастники! Он - Аллах, Творец, Создатель, Образователь. У Него самые прекрасные имена. Хвалит Его то, что в небесах и на земле. Он - Великий, Мудрый!" Коран, 59:22-24 Тому, кто станет непредвзято размышлять о Боге, принимая во внимание наблюдаемые во Вселенной факты, не остается ничего другого, кроме как понять, что Он не какое-либо существо или некий сверхчеловек, сидящий на облаках и управляющий мирскими делами, обладая при этом потребностями и признаками Своих творений. Ведь Бог - Творец Вселенной со всеми ее обширными и совершенными системами, Тот, Кто приводит их в действие согласно Своим бесконечно мудрым законам и цели. И поэтому - как об этом недвусмысленно говорит Ислам - совершенно ясно, что Он выходит далеко за пределы всего того, что могут понять, постичь, вообразить или объяснить разум или чувства людей, и что Он несравненно выше любого из Его творений. Ибо лишь Он Создатель, а все прочее - творения; лишь Он Божество, и ни человек, ни какое-либо другое существо, ни в малейшей степени не может разделить с Ним божественность или Его неповторимые проявления Творца. Всевышний Бог не подобен ограниченным, ничтожным "богам", имеющим получеловеческую природу, изобретенным людьми с их несовершенными знаниями и разумом, чтобы восполнить недостаток своего понимания, "богам", которые вместе с тем настолько далеки от Бога. Его Божественная природа совершенно неповторима и может быть понята лишь путем размышления над Его знамениями и сотворенным Им мирозданием. В Коране сказано: "Аллах - нет божества, кроме Него, вечно живого, вечно сущего; не овладевает Им ни дремота, ни сон; Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Кто заступится пред Ним, иначе как с Его позволения? Он знает то, что было до них, и то, что будет после них, а они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает. Трон Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их, - поистине, Он - Всевышний, Великий". Коран, 2:255 Однако человечеству нет дела до Бога, если Ему нет дела до своего мироздания или (как представляется некоторым людям) если Он создал Вселенную и людей, а затем забыл о них, оставив их на произвол судьбы. Но Ислам провозглашает, что Бог - Реальность, а значит, Его существование имеет огромную важность и значение для каждого человека, так как лишь благодаря Богу мы существуем и совершаем в этой жизни свой путь обратно к Нему. Ислам, таким образом, утверждает, что Бог всегда деятелен и озабочен каждой частью Своего мироздания - от громаднейших звезд до тех атомов, из которых они состоят, каждой частью его макро- и микросистем и что все это существует и выполняет свои функции по Его приказу и воле. Ибо Он не только создает, но также поддерживает, направляет и руководит, Он обеспечивает Свои творения всем необходимым, а что касается людей - Он дает им учение, необходимое для жизни в этом мире таким образом, чтобы обеспечить себе вечное благо в грядущей жизни. Бог, однако, относится к человеку не как к единственному или же наиболее важному из Своих творений, а как к единственному существу на земле (которое является лишь одной частью Его невообразимо обширного и сложного создания), кого Он наделил мыслящим разумом, чувствующим сердцем, способностью хранить и передавать знания и которому Он дал свободу выбора. В то же время Бог требует от человека использовать эту свободу выбора для того, чтобы добровольно и осознанно выбирать то, что хочет для него Он, а не следовать собственным случайным и зачастую беспорядочным желаниям; то есть подчинить свои желания более высокой воле Бога и таким образом выполнять возложенные на него Богом обязанности как личные, так и коллективные. Ибо Творец имеет не только абсолютное право создавать те правила или законы, которые Он считает пригодными для Своих творений, но и абсолютное право на требования неукоснительного их соблюдения. В то же время, Он - Единственный, Кто обладает всеобъемлющим, абсолютным знанием и мудростью, чтобы дать Своим творениям такое учение-наставление, которое будет вести их к несомненному благосостоянию как в этом, так и в Грядущем мире. Такая вера в Бога и связь человека с Ним для добросовестного мусульманина означает не просто интеллектуальное упражнение. Ибо поскольку он верит, что лишь только Бог является Властелином Вселенной, Господом людей, единственным Властителем и Обладателем могущества и что человек перед Ним есть не что иное, как смиренный раб, то из этого следует, что не должно быть других господ и другой власти в его жизни кроме Бога. Ислам заявляет, что все прочее, требующее от человека смирения и преданности, пытающееся управлять его жизнью или подчинить ее своей власти, является ложным и соперничает с Богом в господстве над человеком. Ислам настаивает на том, что тот, кто истинно и чистосердечно считает, что только Бог - Единственный и Законный Властитель и Законодатель, не должен и не будет ни подчиняться, ни выражать свою преданность другим претендентам на владычество. Он должен отвергнуть их всех, подчинив себя только Богу, и всячески бороться против владычества кого-либо, кроме Бога. После небольшого размышления становится ясным, что каким бы свободным ни считал себя человек, он, тем не менее, подчинен какой-либо власти, ориентируется в своей жизни на какие-то цели, кому-то или чему-то предан. Каждый из нас подчиняется и поклоняется некоторому божеству, завладевшему нашим сердцем, и либо это божество - Сам Бог, либо, в любом без исключения случае, что-то менее значимое, чем Бог, так как все - менее значимо, ниже, чем Он. Таким божеством может быть человек, например, правитель, религиозная фигура, философ или член семьи; это может быть некая искусственная идеология или философия. Такое поклонение может сделать своим идолом "производительность", "прогресс", "труд" или "государство"; это может быть любовь к самому себе, гордость своим семейством, происхождением, расой, образованием, родом занятий, богатством, статусом или умственными способностями; это может быть удовлетворение собственных желаний и порабощение ими человека. Это также может быть обожествление науки или искусства, превращение самого себя в раба причуд и мод, удовольствий, желаний и страстей, личных привычек или требований общества да и вообще в раба любого из известных всем нам тысячи и одного божества, изобретенных человеком, которыми легко заменить господство Всевышнего Бога над нашими сердцами и жизнями. Мы говорили о таком атрибуте человека, как свобода выбора. Но это понятие не так просто применяется к разнообразным отдельным решениям, которые он принимает каждый день своей жизни в больших и малых делах. Такой выбор фактически будет зависеть от основного, решающего выбора, который делает человек, чтобы направить все свое существование по определенному пути. Самый большой и принципиальный выбор, который призван сделать каждый человек, - это решить, кто является его Господом, для кого он живет, кто является его целью и кому он поклоняется, служит и подчиняется. Действительно, Ислам однозначно заявляет, что выбор может быть сделан только между двумя возможностями: быть привязанным к человеческим идеям, целям и стремлениям или же сознательно и добровольно ограничивать себя, руководствуясь критериями и законами Одного лишь Бога; быть рабом людей, которые живут ценностями, философскими теориями и доктринами, созданными людьми, или истинного Властителя людей, Бога Всевышнего и Достохвального; удовлетворяться, чтобы жить и работать, чем-то второстепенным, менее значимым, или посвятить себя жизни и борьбе во имя Единственного, Кто может быть достоин такой преданности человека, Единственного, Кто может вести верным путем и придать смысл жизни человека, Одному лишь Всемогущему Богу. В западном или светском обществе мы сегодня слышим много разговоров о "свободе". Такая свобода, утверждает Ислам, на самом деле рабство - зависимость от собственного "я", других людей, их идей и ценностей. А всякая зависимость от чего-либо или кого-либо, кроме Всевышнего Бога, - это зависимость от того, что не достойно властвовать над человеком, ибо лишь Всевышний Создатель, Хранитель и Владыка Вселенной может быть достоин занимать это место в жизни того, кто был поставлен (как утверждает Коран) даже выше ангелов. Истинная свобода состоит не в позволении делать все, что хочется, будучи при этом рабом некоего собственного божества; свобода состоит в том, чтобы быть независимым от всего и всех, кроме своего истинного Властителя. Следовательно, главной задачей Ислама является освобождение человека от подчинения и служения чему-либо, кроме Бога, для того, чтобы он мог поклоняться и служить Одному лишь Ему. "Скажи: "Воистину вывел меня Господь мой на путь прямой посредством Веры истинной, Веры Ибрахима-ханифа. Не был он мнгобожником". "Скажи: "Воистину, молитва моя, поклонение мое Богу, жизнь моя и смерть - во власти Бога, Господа миров," "наряду с Которым нет божества иного. И велено мне верить в Бога Единого и первый я из людей общины этой, кто предался Ему". "Скажи: "Неужели стану я признавать Господом кого-либо кроме Бога? Веди Господь Он всего сущего". И какое бы зло ни совершил человек, только он в ответе за деяние свое. И не понесет никто ноши грехов другого. А затем возвращены вы будете к Господу Своему, и разъяснит Он вам то, в чем не соглашались вы друг с другом". Коран, 6: 161-164. |
Особенности Ислама |
1. Ислам — религия единобожия. Вера в существование единственного Творца мира есть истина, в которой убеждаются все мыслящие умы. Этим творцом является единственное божество, заслуживающее таких форм поклонения, как жертвоприношение, обет и особенно мольба, зов, согласно словам Посланника (да благословит его Аллах и приветствует):
«Мольба, зов — это поклонение». (Достоверный хадис, приводимый ат-Тирмизи). Нельзя отдавать какую-либо часть поклонения никому другому, кроме Аллаха! 2. Ислам объединяет, а не разъединяет людей, так как предписывает веровать во всех пророков, посланных Аллахом, чтобы они вели правильным путем людей и организовывали их жизнь. Посланник Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) — последний из них, печать пророков. Учение Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), согласно повелению Аллаха, отменяет все предыдущие учения, Аллах послал его ко всем людям, чтобы спасти их от несправедливости извращенных религий и вывести к справедливости нетленного, сохраненного Ислама. 3. Учение Ислама легко, ясно и понятно. Оно не принимает ни суеверий, ни порочных идей, ни сложных философий. Ислам годен для применения в любое время и в любом месте. 4. Ислам не отделяет полностью материю от духа. Наоборот, он рассматривает жизнь как их единство, не игнорируя ни материю, ни дух. 5. Ислам утверждает дух равенства и братства между мусульманами, отвергая, как об этом сказано в Коране, территориальные, расовые или клановые различия: «...Ведь самый благородный из вас пред Аллахом — самый благочестивый и богобоязненный» (Комнаты, аят 13). 6. В Исламе нет власти священнослужителей, монополизировавших религию, как нет и абстрактных истин, трудных для понимания. Каждый человек может прочитать Коран и хадисы посланника, Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), опираясь на понимание салафу-ссалих (праведных предков), и строить свою жизнь согласно им. |
Главная |
Истинная религия Аллаха |
Семья в исламе |
Пророки |
обратная связь |